^

«Первым делом самолёты…» — воспоминания о летчике П.В. Ермолаевиче

Предлагаю вашему вниманию статью-воспоминание полковника запаса Ивана Ивановича Киньдюшева, Героя Советского Союза о военном летчике Петрове Владимире Ермолаевиче

«Нет, мы окопов не копали И по-пластунски не ползли, А мы в войну с тобой летали, Ведь мы — рабочие войны»

Отрывок из стихотворения Филатова Н.А.

Предлагаю вашему вниманию статью-воспоминание полковника запаса Ивана Ивановича Киньдюшева, Героя Советского Союза о военном летчике Петрове Владимире Ермолаевиче (Журнал Авиация и космонавтика. 1980 г. № 8).

Иван Иванович Киньдюшев
И.И. Киньдюшев

Воспоминание…

Фотографии военных лет. Смотришь на них и вспоминаешь грозовые годы, боевых друзей. С пожелтевшего от времени снимка смотрит улыбчивое, озорное лицо. Юноша сидит в кабине дальнего бомбардировщика Ил-4. И сразу память вернулась в прошлое.

Весна 1944 года. В упорных боях за освобождение Крыма активное участие принимали полки и дивизии дальних бомбардировщиков. Особенно интенсивно действовали части 2-го Краснознаменного Брянского авиакорпуса дальнего действия, которым командовал генерал Е. Логинов.

Экипажи мощными бомбовыми ударами по оборонительным сооружениям, артиллерийским позициям, железнодорожным узлам, кораблям и аэродромам оказывали поддержку нашим войскам в прорыве глубокоэшелонированной обороны противника на Перекоспе и Сивашском плацдарме, в боях за легендарный Севастополь.

Помнится, в те далекие дни в один из полков прибыл молодой экипаж. Парни подобрались один к одному. Петров, невысокий крепыш, четко представился командиру полка. Позже мы узнали, что Владимир впервые поднялся в небо, будучи курсантом учебной эскадрильи гражданского воздушного флота. Восемнадцатилетний комсомолец усердно учился летному делу.

Затем окончил военное училище, высшую школу летчиков и штурманов авиации дальнего действия. В 1942 году его отец, председатель колхоза «Красное знамя труда» Бурятской АССР, обратился с телеграммой к И. Сталину. В ней говорилось, что жители села Бичура собрали на строительство боевых самолетов 450 000 рублей. Е. Петров внес 50 000 рублей и просил построенный на эти деньги бомбардировщик передать сыну Владимиру. В ответной телеграмме И. Сталин поблагодарил колхозников за заботу о Красной Армии и сообщил, что просьба отца будет удовлетворена.

Надпись на том самом самолете.

…Теплый майский день. У самолетной стоянки выстроен личный состав полка. Мы с интересом посматривали в сторону капонира, в. котором, сверкая свежей краской, стоял новенький бомбардировщик Ил-4 с надписью на фюзеляже: «Сыну-летчику от отца Петрова Ермолая Логиновича». Командир полка Герой Советского Союза полковник А. Шапошников в торжественной обстановке вручил Петрову самолет и разрешил ему облетать подарок отца. Сделав над аэродромом два круга, Владимир аккуратно приземлил бомбардировщик. И вот первый боевой вылет.

Петров Владимир Ермолаевич в самолете,
построенном на деньги Бичурского колхоза.

В предвечерних сумерках Ил-4 Петрова вырулил на старт, пробежав несколько сот метров, оторвался от земли и взял курс на юг.

В эту ночь экипажу предстояло нанести удар по артиллерийским позициям противника в районе Сапун-горы. Над Севастополем небо дымилось от разрывов. Нескончаемой пряжей тянулись разноцветные пунктиры зенитных снарядов. Десятки прожекторов рыскали по небосводу.

Казалось, огненная паутина нависла над землей и пробиться сквозь нее невозможно. Летчик вывел бомбардировщик на боевой курс. На самолет обрушился шквал осколков, но командир старался точно выдерживать заданное направление.

Наконец Владимир почувствовал, как распахнулись створки бомболюков и от самолета отделились бомбы. Машина, освободившись от груза, стала легче и послушнее. В наушниках прозвучал долгожданный доклад штурмана: — Серия бомб накрыла цель! На обратном маршруте погода испортилась.

Возвращаться на свой аэродром пришлось в сложных метеорологических условиях. Однако Петров успешно справился с поставленной задачей и уверенно посадил самолет. Экипаж младшего лейтенанта Петрова от вылета к вылету совершенствовал боевое мастерство, летал смелее и увереннее. Он участвовал в боях до последнего дня войны — наносил бомбовые удары по военно-промышленным объектам Бреслау, Катовиц, Кенигсберга, Данцига, Пиллау, Будапешта и Берлина, громил порты, топил транспорты с фашистскими войсками и техникой.

Начальник штаба 2-го гвардейского Краснознаменного Брянского авиакорпуса дальнего действия генерал-майор авиации Дьяченко писал Ермолаю Логиновину: «Лейтенант Владимир Петров летает и воюет на собственном самолете хорошо, боевые задания выполняет успешно, самолет любит, за ним ухаживает».

В ночь на 29 апреля 1945 года экипаж лейтенанта Петрова держал курс на объекты военно-морской базы Свинемюнде. Еще издали летчики увидели скрещивающиеся лучи прожекторов, яркие вспышки и грязно-красные всплески. Это рвались зенитные снаряды и бомбы. Несмотря на ураганный огонь, Петров взял боевой курс, заданный штурманом. Бесновались зенитки и, прожекторы.

Кругом рвались снаряды, оставляя черные сгустки дыма. Самолет то и дело влетал в них. В момент отрыва бомб разорвавшийся снаряд вывел из строя один двигатель, изрешетил крыло, разбил элерон. Петров со снижением вывел машину из зоны огня. До аэродрома сотни километров. Израненный бомбардировщик дрожал, плохо слушался рулей.

Летчику стоило больших усилий удерживать его на курсе. И все же он справился и посадил самолет на своем аэродроме. В полку комсомольцы выпустили боевой листок, посвященный экипажу. Владимира и его боевых друзей сфотографировали у развернутого знамени гвардейского полка. Это был последний вылет экипажа в Великой Отечественной войне.

Сейчас Владимир Ермолаевич Петров живет в Бурятии, работает в Хилокском леспромхозе, ведет большую общественную работу, бывает на московских встречах ветеранов авиации дальнего действия. Он награжден орденом Отечественной войны 1 степени, несколькими медалями.

Первоисточник: Яндекс.Дзен

Назад

Памятные даты России

Как бойцы из Бурятии обеспечили на Украине плацдарм для наступления российских войск

Ulan.mk.ru сообщает: Жители Бурятии издавна сражались во всех вооруженных конфликтах, в которые вовлекалась Россия. И в спецоперации на Украине наши земляки оказались в первых рядах, в частности, бойцы отдельной гвардейской…

Наша История

История Регионального отделения Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России Республики Бурятия.

История судомодельного спорта в ДОСААФ Бурятии

Секция спортивного моделизма при ДОСААФ Бурятской АССР берет начало в 1982 году. Совместно  с   Городским спортивно-техническим клубом ДОСААФ на базе Клуба юных техников ЛВРЗ.