Ледовый спидвей — это гонки на мотоциклах на льду. Мало кто слышал об этом виде спорта, хотя первые человек выехал на мотоцикле на лед ещё в 1920-х годах. Тогда же в Скандинавии провелись первые соревнования по гонкам на льду. Поначалу, это было лишь развлечением для профессионалов классического спидвея, однако вскоре к ним начали присоединяться и любители. Массовость ледового спидвея достигла такого уровня, что в середине 1930-х их выделили, как отдельный вид спорта.
Стоит отметить, что ледовый спидвей очень развит в Европе, ведь там это не только профессиональный спорт, но и веселое развлечение для начинающих и любителей мотоспорта.
В нашей стране первым человекам, выехавшим на публике на лёд, был Сергей Бучин. 9 января 1939 года в газете «Красный спорт» была опубликована статья с названием «Мотоцикл на льду», в которой и рассказывалось о том, что случилось в перерыве соревнований по конькобежному спорту, когда на удивление публике мотоциклист выехал на лёд, и чувствовал себя на нём вполне уверенно, проходя повороты почти не снижая скорости. К статье прилагались две фотографии Сергея Бучина на льду.
Уже через год 10 марта 1940 года на московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования, посвященные XVIII съезду ВКП(б).
Сегодня в России часто о ледовом спидвее узнают с удивлением, ведь он является, в основном, профессиональным спортом, однако в нашей секции мотоспорта ДОСААФ он доступен и для любителей.
Особенности ледового спидвея
Для этого вида спорта нет отдельных трасс. Часто соревнования проходят на обычных трассах, покрытых льдом. Его толщина должна составлять не менее 20 см. Особенность этой дисциплины в России заключается в том, что соревнования проходят на натуральном льду, в отличие от Европы, где на трассах зачастую — искусственный лед.
Соревнования начинаются в декабре. В нашем календаре — командный и личный зачеты чемпионата России, который проходит в несколько этапов, Кубок России, чемпионат мира, чемпионат Европы, юниорские чемпионаты (личные и командные).
Организация соревнований начинается задолго до гонки. Требуется много времени и ресурсов, чтобы подготовить лед: он должен быть минимум 20 см.
Правила спидвея довольно просты: не пересекать внутреннюю и внешнюю синюю линии, не касаться стартовой ленточки, не ездить очень грубо и не сбивать никого — за все эти нарушения снимают с заезда.
В гонке участвуют 16 человек и двое запасных. Каждый спортсмен проезжает по 5 заездов и встречается с каждым соперником один раз в день гонки. На старт выезжают четыре человека, они едут четыре круга. Приехавший первым получает 3 очка, вторым — 2 очка, третьим — 1 очко. Лучший результат в гонке — 15 очков, когда спортсмен выиграл все свои пять заездов.
Чемпион России определяется из чемпионата, проходящего в четыре гоночных дня. Суммируются все набранные очки за четыре гонки, и определяется победитель. Примерно по такому же принципу определяется чемпион мира.
Ледовый мотоцикл и его устройство
Внешне «ледовые мотоциклы» очень похожи на обычные, однако сделаны специально для езды по ледовому овалу: у них нет тормозов, а поворачивать можно только налево, так как с правой стороны есть подножка (костыль) почти до пола.
В качестве топлива используется метиловый спирт (метанол). У мотоцикла всего две передачи, очень маленький ход жестких амортизаторов. И самое главное отличие — шипы длиной 28 мм: 125 шипов на переднем колесе и 175 на заднем. Скорость мотоцикла зависит от трассы: 120-140 км/ч на обычном стадионе и до 180 км/ч на скоростном
Экипировка для ледового спидвея
Ледовый спидвей – экстремальный и довольно опасный вид спорта, поэтому большое внимание здесь уделяется защите.
Для ледового спидвея шьются специальные комбинезоны из защитного материала кевлара. На левом колене есть дополнительный наколенник, чтобы скользить им по льду, не отбивая колено при ударах о поверхность трека. На левом мотоботе есть «наносочник», который служит той же цели, что и наколенник. Некоторые спортсмены для дополнительной защиты надевают под комбинезон кольчугу из алюминия.
Остальной набор экипировки стандартный для мотоциклетного спорта — шлем, маска, перчатки, мотоботы.
За всю историю спидвея гонщики регионального отделения ДОСААФ Бурятии занимали лидирующие позиции! В том числе, наш Улан-Удэнец Николай Нищенко. Мы приглашаем и тебя в наш мотоклуб
Статья написана по материалам сайта sportrbc.ru