^

ЛЕТОПИСЬ ДОСААФ. АЭРОКЛУБУ – БЫТЬ!

Статья посвящена деятельности авиационных организации в системе ДОСААФ Республики Бурятия. Авторы рассматривают историю создания аэроклубов в Республике Бурятия, их роль в становлении ДОСААФ (ранее – Центральный совет ОСОАВИАХИМ Бурят-Монгольской АССР). Также в статье определяется роль аэроклубов в подготовке военных кадров в годы Великой Отечественной войны.

УДК 9.908.
Авторы: Гулина Т.Т., Шагаев А.Э.
Региональное отделение ДОСААФ России Республики Бурятия
г. Улан-Удэ, Россия

Ключевые слова: история аэроклуба, аэроклуб Верхнеудинска, летопись ДОСААФ, история ОСОАВИАХИМ Бурятии.

Аннотация. Статья посвящена деятельности авиационных организации в системе ДОСААФ Республики Бурятия. Авторы рассматривают историю создания аэроклубов в Республике Бурятия, их роль в становлении ДОСААФ (ранее – Центральный совет ОСОАВИАХИМ Бурят-Монгольской АССР). Также в статье определяется роль аэроклубов в подготовке военных кадров в годы Великой Отечественной войны.

Летопись ДОСААФ. Аэроклубу — Быть!

Авиационные организации в системе ДОСААФ существуют в 53 субъектах Российской Федерации. Не стала исключением и Республика Бурятия. С чего же все начиналось?[1]

В начале 20-х гг. по всей стране создавались добровольные организации всероссийского общества друзей воздушного флота (ОДВФ), которые стали называть «Добролет».   (Российское общество добровольного воздушного флота) существовала в 1923-1930гг). Председателем правления ОДВФ Республики Бурятия, которое было создано 17 октября 1923 года был избран первый секретарь обкома ВКП(б)  (Всесоюзная  коммунистическая партия (большевиков)) Михей Николаевич Ербанов, членами правления – секретарь обкома ВКП (б) Василий  Ильич. Трубачеев, секретарь обкома РКСМ (Революционный коммунистический союз молодежи)  Николая Яковлевич  Кузьян, военком республики Николай Константинович Донауров.[2]

В марте 1929 года Бурят-Монгольскую Республику посетил Семен Михайлович Будёный, занимавший в то время должность инспектора кавалерии РККА, член Центрального совета ОСОАВИАХИМ СССР (предшественник ДОСААФ, (Добровольное Общество Содействии Армии Авиация Флота существовавший  с 1948 года). Знаковый приезд был связан с целью активизации в стране оборонно-массовой работы[1, с. 83].[3]

Прибытие поезда с С.М. Буденым в г. Верхнеудинск (переименован в 1934году г Улан-Удэ что в переводе с бурятского языка означает «Красная Уда»)

В 1929-1932 годах организации ОСОАВИАХИМ приняли активное участие в процессах, связанных с коллективизацией сельского хозяйства, организационно-хозяйственным укреплением коммун и артелей, повышением урожайности сельскохозяйственных культур. В 1933 году был открыт республиканский  Дом обороны.  Началась организация перевода и издания военно-патриотической и оборонно-массовой литературы на бурятском языке. С 1930-х годов на осоавиахимовские организации было возложено проведение обязательной военной подготовки молодежи. В эти годы первостепенное внимание уделялось обучению населения республики стрелковому делу, начали проводиться регулярные районные и республиканские стрелковые соревнования, а также важной стала подготовка парашютистов, планеристов, летчиков и техников. [4]

Начало массовому овладению авиационными специальностями положил IХ съезд ВЛКСМ (январь 1931 г.), принявший шефство над Военно-Воздушными Силами страны [2, с. 31]. Комсомольские и ОСОАВИХИМОВСКИЕ организации были инициаторами   создания летно-планерных школ и   аэроклубов. [5]            

 В ноябре 1932 года Верхнеудинский   городской совет ОСОАВИХИМА приступил к формированию планерной школы, но комплектование шло медленно. В   связи с таким положением, в январе 1933 года состоялось совещание актива партийных, комсомольских, профсоюзных ОСОАВИХИМОВСКИХ организации города. На совещании решили мобилизовать 75 активистов для усиления комплектования планерной школы.  В начале февраля 1933 года планерная школа в составе 38 курсантов приступила к плановым занятиям. Несмотря на большие трудности и слабость летно-материальной базы, программу планеристов школы окончили 15 человек. [6]                                                                                           

Бюро КП(Б) (Коммунистическая партия (большевиков)) 2 августа 1934 года приняло постановление, в котором намечалось открытие в Иркутске, Красноярске, Чите и  Верхнеудинске парашютных вышек.

Оформление аэроклуба в Верхнеудинске произошло в начале 1935 года. Аэроклуб получил лётно-техническую и материальную часть — 4 самолета. Вступила в строй и парашютная вышка. К концу 1935 года членами аэроклуба состояли 1200 чел., коллективными (юридическими)  членами – 27 организаций

В том же 1935 г. на базе управления Бурят-Монгольской воздушной линии появляется транспортное летное подразделение. Оно насчитывало несколько самолетов, был построен небольшой аэропорт возле Кяхтинского тракта. Аэропорт имел вокзал, авиа мастерскую, общежитие, аэродромную службу. На базе этого аэропорта впоследствии выросло Улан-Удэнское авиапредприятие [3, с. 32].[7]

Подготовка  первой группы пилотов в составе 20 человек в аэроклубе г. Верхнеудинска началась с 20 апреля 1935 года и продолжалась полтора года.  Задержка с выпуском курсантов была связана с гибелью трех самолетов во время сильного шторма в апреле 1935 года. Партийные и советские органы приняли срочные меры по строительству ангара,  на что было выделено 20тысяч рублей из местного бюджета. Верхнеудинск     На 1937 год аэроклуб набрал 67 человек при плане 60, в том числе русских – 47, бурят – 17, украинцев – 4. Из них курсантами числились 6 женщин. Первой девушкой курсантом стала Донара Николаевна 18-ти летняя студентка пединститута. Курсанты третьего набора были разделены на две группы: первая закончила занятия и практику к концу года, вторая – к середине 1938 года. Кроме того, аэроклуб в 1937 году подготовил 1 летчика-инструктора, 50 парашютистов первого разряда и 12 парашютистов-десантников. Аэроклуб имел филиал на Улан –Удэнском  паровоза-вагоноремонтном заводе, где шла подготовка 30 пилотов запаса и 20 планеристов.

Летчики- инструкторы аэроклуба (ОСОАВИАХИМ) ДОСААФ г. Верхнеудинск

Аэроклуб в этот период приступил к подготовке авиационных техников без отрыва от производства. 15 ноября 1936 года обком партии рассмотрел вопрос о наборе в летно-техническое отделение аэроклуба. Учитывая сложность набора без отрыва от производства из сельских местностей, обком решил набор на 1937 год произвести в аймаках по разнарядке обкома ВЛКСМ с последующим устройство курсантов на работу в г. Улан-Удэ. С целью подготовки авиационных специалистов из коренного населения, обком партии обязал партийные и комсомольские организации обеспечить отбор лучших ударников – бурят для посылки в аэроклуб. [8]

К концу 1937 года Улан-Удэнский аэроклуб имел солидную летно-  материальную базу: 9 самолетов и 7 планеров, парашютную вышку и 9 парашютов.

 В 1940 году аэроклуб подготовил 60 пилотов, 20 авиатехников, 16 инструкторов. Наряду со специальной подготовкой курсанты получали хорошую политическую подготовку по 82-часовой программе. Многие выпускники поступили в военно-летные школы, среди них Петр Тимофеевич Харитонов, Василий Павлович Михалев, Логин Александрович Убеев  И.Ельцов, В.Макаров. ставшие в годы Великой Отечественной войны прославленными летчиками, Героями Советского Союза. Наиболее сложным и ответственным периодом в деятельности оборонной организации явились годы Великой Отечественной войны. В связи с этим была развернута интенсивная работа по подготовке инструкторского состава. К концу 1941 года было аттестовано 1342  инструктора по ПВХО.  На 1 января 1942 года по республике в целом учебой было охвачено 102 000 человек. Война потребовала энергичных действий и по всем другим направлениям оборонно-массовой работы среди населения.

В послевоенное время Председателем Обкома ОСОАВИАХИМ был сначала полковник Смирнов Михаил Александрович, а затем стал полковник Издебский Святослав Константинович. С октября 1962 года на должность Заместителя Председателя  был назначен Ольховатский Василий Петрович, которому пришлось возглавить военно-техническую подготовку молодежи для ВС (Вооруженные  Силы) и Народного Хозяйства, а также для Военно-технических видов спорта.

В 1968 году было положено начало строительства учебного комитета ДОСААФ  в г. Улан-Удэ (по типу средней школы на 960 посадочных мест),  здание было получено от строителей в июне 1974 года [4, с. 61].

В 1971  году был образован Улан-Удэнский спортивный клуб, который подготовил более трех тысяч парашютистов – резерв для десантных войск России. Первым начальником авиаклуба был Игорь Самуилович. Мордеев. С 1972 года по 1975 года начальником был В.А Буянов, с 1975 по 1976 год – Сергей Петрович Барашниченко,  в 1976-1995 годах – Владимир Михайлович Жовтун. и др.[9]

Проводились региональные спортивные соревнования с присутствием самолетов из Иркутска, Читы, Благовещенска, Приморского края и др. областей. Имелась хорошая материально-техническая база: самолеты АН-2, радиостанции, трактор, бульдозер и другая техника, также строения: аэродром, большой ангар, учебный корпус, жилой дом и т.д.[10]  

По словам летчиков, за все 15 лет ни один чиновник от спорта не посетил бывший аэродром. Хотя приглашали- неоднократно и многих. В итоге –небо, изначальное открытое для всех, для жителей республики Бурятии по -прежнему закрыто. И все же бурятские авиаторы в том числе ДОСААФ не теряют надежды. Надежда, как известно умирает последним.

Сейчас столько разговоров идет о развитии авиационно-технических видов спорта в России, однако в столице Бурятия людям негде летать это совершенно недопустимая ситуация, ведь авиационные виды спорта – это прекрасный пример патриотического воспитания молодежи. Это прекрасный способ добиться того, чтобы молодежь не употребляла наркотики и алкоголь, а занималась тем, что в дальнейшем позволит им выбрать свою профессию. они они не станут профессиональными летчиками- это прекрасное увлечение, которое выбирают один раз и на всю жизнь[11]

[1] Прибайкальская правда, от 24 июля 1923г
[2] «Бурят-Монгольская правда» от 20 октября 1923гг
[3] «Бурят-Монгольская правда» от 15 мая 1929г.
[4] Прибайкальская правда, от 24 июля 1923г
[5] «Бурят-Монгольская правда» от 11 октября 1933г.
[6] Российская оборонная энциклопедический сборник,-М,: « Магистр –ПРО», 2002 с. 352,ил.(В пер.)
[7] Гуружапов А.Г. История оборонного общества – осоавиахима советской Бурятии: 1974. 51.
[8] Гуружапов А.Г. История оборонного общества – осоавиахима советской Бурятии: 1974. 51.
[9] Гуружапов А.Г. История оборонного общества – осоавиахима советской Бурятии: 1974. 51.
[10] Казаринов П. С.  Крылатая юность. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1989. – С. 32 – 36.
[11] Гуружапов А.Г. История оборонного общества – осоавиахима советской Бурятии: 1974. 51.

Библиографический список.

  1. Майоров А. И. Утро моей республики. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1980. – C. 83 – 89.
  2. Российская оборонная. Энциклопедический сборник. – М.: Магистр-ПРО, 2002. – С. 31.
  3. Казаринов П. С.  Крылатая юность. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1989. – С. 32 – 36. 
  4. Исторический путеводитель / ЦГБ им. И. Калашникова. Сост. А.З. Богданова, А.Б. Жигмитдоржиева, М.Б. Цыдендамбаева. –  Улан-Удэ, 2011.  –  С. 61 – 63.
Назад

«Первым делом самолёты…» — воспоминания о летчике П.В. Ермолаевиче

Предлагаю вашему вниманию статью-воспоминание полковника запаса Ивана Ивановича Киньдюшева, Героя Советского Союза о военном летчике Петрове Владимире Ермолаевиче

9 декабря — День Героев Отечества в России

Этот праздник имеет давнюю историю…

«Книги Памяти» Республики Бурятия

В годы Великой Отечественной войны сыны и дочери Бурятии героически сражались с немецко-фашистским и захватчиками. Многие из них отдали свои жизни за честь и свободу нашей Отчизны. Увековечиванию их памяти посвящена эта книга.

Памятные даты России